Практика крепления грузов при внутрироссийских перевозках
Сама езда по территории России уже несет в себе угрозу: плохое качество дорог, чреватое постоянное тряской (что, естественно, ослабляет крепления и пр. специальные конструкции), вкупе с большими расстояниями, на которые может доставляться груз. То есть: этот груз и трясет дольше, и качество его крепления проверяется гораздо реже (не будет же водитель останавливаться через каждые 100 километров?!).
Впрочем, те, кто возят грузы из Европы в Россию, не на словах знают о такой отечественной особенности : груз может вообще без смещения проделать путь, например, от Германии до границ России — и уже через несколько километров после ее пересечения начать двигаться в разные стороны. Причем без «пересадки» на другое транспортное средство и без изменения способа крепления.
Вот почему при организации внутрироссийских автомобильных грузоперевозок качеству крепления груза нужно уделять гораздо больше внимания. И, как ни парадоксально, ориентироваться при этом не на международные стандарты.
Если говорить о стандартах, то в соседней Беларуси еще в 2005-м году утвердили «Правила безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства». В российском же законодательстве подобного отдельного документа не наблюдается. Однако есть «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (а точнее — глава V и ее раздел «Обеспечение безопасных условий перевозок грузов» ) и приложение №2 к Правилам — «Расчет количества прижимных средств крепления и рабочей нагрузки на средства крепления» . Этими расчетами, кстати, правила были дополнены приказом Минтранса только в 2016-м году. И тогда же закреплено обязательное крепление груза независимо от расстояния перевозки.
Что важно: несмотря на то, что, по российскому законодательству, погрузка (а в перечень погрузочных работ входит и крепление груза в транспортном средстве) осуществляется грузоотправителем, именно перевозчик должен утвердить схему размещения и крепления грузов. Схема утверждается для каждой перевозки и для каждой партии сборного груза .
А это значит, что правила крепления грузов в автотранспортном средстве или контейнере должен знать не кто-то один (то ли водитель, то ли погрузчик, то ли представитель грузоотправителя или перевозчика), а все, кто причастен к организации и осуществлению перевозки.
Кстати, схема крепления и размещения грузов обязательно должна в себя включать:
- графическое изображение позиции груза в кузове автомобильного транспортного средства;
- графическое изображение мест крепления груза с указанием типов средств крепления и их рабочих нагрузок.
Естественно, крепление груза зависит от его вида , массы, а также от того, насколько заполнено пространство автомобильного кузова. Однако вместе с тем есть общие требования к расположению и креплению груза:
- погрузка должна осуществляться строго в соответствии с утвержденной схемой крепления и размещения груза;
- перед погрузкой необходимо визуально убедиться в отсутствии повреждений упаковки груза, в целостности кузова, стенок, бортов, настила транспортного средства, а также в том, что транспортное средство отвечает требованиям крепления данного груза (имеется, например, достаточное количество точек крепления с достаточной рабочей нагрузкой и т.п.);
- нельзя грузить груз в те транспортные средства (а следовательно, и перевозить в них), которые имеют повреждения настила пола и бортов, неисправные стойки, петли, рукоятки запорных устройств, а также внешние и внутренние повреждения, разрывы, перекосы кузова и тента бортовой платформы;
- следует проверить наличие и надежность всех необходимых средств и инструментов для крепления груза;
- стоит удостовериться, что груз соответствует описанию, которое было дано в заявке на грузоперевозку и которое зафиксировано в транспортном документе (верно указаны габаритные размеры, масса, отмечен центр тяжести, если он не совпадает с геометрическим, и т.д.);
- перед погрузкой настил бортовой платформы, опорные поверхности груза должны быть очищены от снега, льда и других загрязнений, которые могут уменьшить поверхностное трение;
- необходимо проследить, чтобы не была превышена допустимая нагрузка на оси транспортного средства, его допустимая грузоподъемность, а также убедиться, что размещение груза не вызовет смещение центра тяжести транспортного средства;
- грузы следует размещать так, чтобы обеспечивалась равномерная нагрузка по всей площади платформы;
- при погрузке попутных грузов нужно учитывать очередность их разгрузки и тот факт, что после выгрузки первых партий может сместиться центр тяжести и увеличиться нагрузка на отдельные оси;
- грузы с меньшей объемной массой следует ставить на грузы с большей объемной массой;
- необходимо учитывать возможность штабелирования грузов, а также максимально допустимое количество ярусов;
- зазоры между грузами, между грузом и боковыми бортами (боковыми стенками), между грузом и задним бортом (дверью кузова) не должны превышать 15 см;
- свободное пространство между грузами и стенками кузова необходимо заполнять специальными прокладками, емкостями и другими устройствами;
- при размещении длинномерных грузов разных размеров, длины и толщины следует стараться для каждого отдельного ряда подбирать грузы как можно более подходящие по габаритам, при этом те, что длиннее, размещать внизу, те, что короче, — вверху;
- груз, который перевозится навалом или насыпью, не должен выступать за верхние кромки открытого кузова.
Факторы риска, или Инерционные силы, действующие на груз во время пути
Чтобы понять, насколько тяжело приходится грузу при транспортировке и какой опасности он подвергается в пути, достаточно только представить, какое количество инерционных сил на него действует все то время, пока он едет к месту назначения. Ведь в дороге транспортное средство обязательно тормозит (иногда и экстренно), разгоняется, поворачивает, поднимается в гору и ускоряется на спуске.
Так, при экстренном торможении максимальная сила, которая давит на груз и пытается сместить его вперед, может составлять порядка 80 процентов от собственного веса груза. При повороте транспортного средства на груз действует центробежная сила, равная 0,5g (около половины от веса груза). При трогании с места, ускорении, движении в гору груз откидывает назад с такой же, равной 0,5g, силой.
И если в это время он не будет закреплен, то нетрудно представить себе, что может произойти уже через несколько километров пути: груз, усиленный инерцией и воздействием других грузов, устремится на боковые стенки, задний или передний борт и рано или поздно его пробьет, а если и нет, то в любом случае изрядно повредится. Впрочем, подобное вполне может произойти и с тем грузом, который закреплен, но недостаточно (может, только пройденных километров для этого понадобится больше).
А потому крепление должно быть таким, чтобы выдержать всю силу инерционного воздействия и не дать грузу ни на миллиметр сдвинуться.
Крепление груза бывает нескольких видов:
- прижимом;
- растяжками;
- блокированием.
Крепление прижимом основано на увеличении силы трения, которая нейтрализует инерционное воздействие. Оно подразумевает использование специальных стяжных ремней (рэтчетов), которые, проходя поверх груза, прижимают его к полу и не дают ему смещаться.
Очевидно, что при таком способе основные требования предъявляются к качеству ремней: они должны, во-первых , быть выполненными из достаточно эластичного и прочного материала, который не разорвется из-за натяжения и не пережмет груз (тем самым его испортив), а во-вторых , выдерживать рабочую нагрузку. Именно поэтому каждый ремень сопровождает особый четырехугольный ярлык ( «паспорт» ), где указаны следующие важные сведения , которые ни в коем случае нельзя игнорировать:
- допустимая рабочая нагрузка (LC);
- материал, из которого изготовлены ленты ремня;
- длина;
- год выпуска;
- сила натяжения (STF);
- указание на соответствие стандарту.
Кроме того, при использовании крепежных ремней нельзя:
- закрывать глаза даже на малейшие их повреждения и потертости;
- превышать их максимально допустимую рабочую нагрузку;
- завязывать их в узел или перекручивать (ремни должны равномерно располагаться на поверхности груза, полностью обхватывая его по ширине);
- натягивать их поверх углов или острых поверхностей;
- поднимать за них груз (ремни предназначены исключительно для крепления!).
При «прижиме» одного груза должно быть задействовано как минимум два ремня. Если перевозится несколько грузов (и все они фиксируются именно таким способом), то следует удостовериться, что транспортное средство оборудовано необходимым количеством точек крепления.
Естественно, выбор ремней (их количество, длина, допустимая рабочая нагрузка, сила натяжения, а также материал) зависит от вида и массы груза. Иногда вместо ремней используются также цепи или тросы. Правда, применение столь внушительных средств возможно только тогда, когда перевозимый груз — тяжеловесный предмет, сделанный из крайне прочного и стойкого материала.
Крепление растяжками называют еще «якорным» методом, так как на морском транспорте он применяется гораздо чаще, нежели на сухопутном (то бишь автомобильном). Впрочем, это не значит, что на суше он менее эффективен.
Суть этого способа такова: груз фиксируют специальными ремнями, цепями или тросами (по четыре, как минимум, — на каждый груз), которые с одной стороны цепляются за груз, с другой — за настил и, словно разрывая груз на части, уравновешивают действие друг друга и не дают ему смещаться.
Главное, что при этом учитывается, — это, опять-таки, длина ремня, сила натяжения, максимально допустимая рабочая нагрузка, а также, что не менее важно, величина угла, который ремень образует с поверхностью настила.
Очевидно, что эффективность крепления будет зависеть от того, насколько одинаково (и под одинаковым ли углом) натянуты ремни: если один из них натянут чуть слабее или чуть сильнее, это вызовет смещение груза или разрыв одного или нескольких ремней.
Применение растяжек тоже предполагает наличие в транспортном средстве специальных точек для крепления, а использовать их, кстати, можно совершенно по-разному: «растягивая» груз с четырех сторон, закидывая петли на его углы, окольцовывая его по диаметру и т.д. и т.п.
Рассчитать необходимую для фиксации величину угла и силу растяжения можно с помощью специальных формул и таблиц. Однако существуют особые приспособления (как, например, расчетный круг для диагонального крепления), которые позволяют достаточно быстро определиться с тем, сколько средств крепления необходимо на груз определенной массы, какую силу трения они будут создавать и какой угол образовывать.
При креплении блокированием груз размещают таким образом, чтобы он тесно соприкасался с другими грузами, подручными материалами, стенками и бортами транспортного средства и тем самым не мог сдвинуться с места. И хотя при таком методе крайне важно, чтобы между грузами оставались как можно меньшие зазоры, на самом деле для того, чтобы их обездвижить, используется несколько способов (а не только тесное соприкосновение).
Например, специальные воздушные пакеты. В сдутом состоянии они размещаются в зазоры, а потом надуваются сжатым воздухом до тех пор, пока не заполнят собою все воздушное пространство. Воздушные пакеты, кстати, очень выгодны в применении: во-первых , многоразовые, во-вторых, не много весят, в-третьих , с ними может справиться всего один человек, а в-четвертых , они способны выдержать нагрузку до 30 тонн, однако сами при этом никак не угрожают грузу деформацией и прочим повреждением.
Для заполнения пустот используются также поставленные вертикально пустые поддоны, закрепленные деревянные планки, надувные подушки, панели и т.п. Крепление блокированием используется и тогда, когда задействовано не все грузовое пространство автомобиля: в этом случае свободное место занимают необходимых размеров поддоны, панели и пр. приспособления.
Тросы
Особое место занимают такие изделия, как тросы. Это, пожалуй, один из наиболее излюбленных водителями способов страховки прицепа.
Приспособления не представляют собой каких-либо сложных систем. Все предельно просто – прочный трос со специальными крепежами на краях. Причем существует сразу несколько разновидностей таких фиксаторов. Это могут быть как крюки с обеих сторон, петли, так и двойные варианты.
Достоинство страховочных тросов заключается в том, что они достаточно легкие и в то же время прочные. По КПД данные изделия можно назвать более эффективными, чем цепи.
Резиновые жгуты с крючками
Жгуты, изготовленные из резины, довольно распространены в наше время. Такие материалы применяют для фиксации всевозможных грузов. Правда, сразу стоит подчеркнуть, что они не рассчитаны на большой вес. Резиновыми жгутами тент притягивается к боковым бортам и закрывает задний борт прицепа.
Материал достаточно прочный для удержания небольших конструкций. Чтобы надежно притянуть груз к прицепу будет достаточно продеть жгут в специальные отверстия и равномерно распределить его поверх перевозимого груза.
Веревки и канаты
Наиболее популярным способом фиксации тента на конструкции прицепа является использование специальных веревок. Плетеный материал производится из высокопрочных волокон, которые способны выдерживать предельные нагрузки.
Также довольно часто в специализированных магазинах можно встретить канаты для шнуровки тента. Приспособления отлично справляются с возложенными на них функциями, однако имеют несколько недостатков. Первый минус – со временем волокна рвутся из-за постоянного механического воздействия. Второй минус – при постоянной эксплуатации материал постепенно выходит из строя по причине воздействия влаги и попадания прямых солнечных лучей.
Цепи
Следующим крепежным элементом, который показывает максимальную эффективность, является цепь. Следует подчеркнуть, что данный материал используется как для непосредственной фиксации техники на прицепе, так и в качестве страховочной детали.
В первом случае цепи используются для обхвата колес или рамы перевозимого транспорта. Существует два варианта крепления при помощи цепей. Первый тип подразумевает крепление одного конца к основанию прицепа, а второго конца к грузу. На обоих концах могут присутствовать специальные крюки.
Второй тип представляет собой простой способ, при котором колеса и прочие детали техники обвязываются цепями. Оба конца должны надежно фиксироваться к основанию прицепа.
Страховочный тип цепи используется для дополнительного крепления вилки прицепа к фаркопу. Основная функция такой сцепки – обеспечить дополнительную фиксацию в случае самопроизвольной расцепки автопоезда. Также такая мера предосторожности эффективна в тех случаях, когда происходит поломка прицепного устройства.
В основном механизмы для крепления прицепов представлены автоматическими образцами конструкции. Принцип их действия заключается в надежном защелкивании на шаре прицепного устройства. Однако такой механизм можно назвать прочным и надежным только относительно, поскольку практика показывает, что любое приспособление может выйти из строя.
Главная задача автомобилиста – закрепить цепь к неподвижным элементам кузова автомобиля во избежание отцепки на дороге и неприятных последствий.
Важно! Не рекомендуется просто накладывать цепь на шар прицепного механизма.
Стяжные ремни
Раньше для транспортировки различных конструкций, габаритных материалов и техники использовались прочные веревки. Сейчас необходимость задействования таких элементов исчезла. На смену пришли специализированные стяжные ремни. Такие изделия лучше остальных могут удерживать перевозимые вещи. Предпочтение стяжным ремням и трещеткам позволит надежно зафиксировать любой тип груза.
Изделия изготавливаются из прочных материалов, которые не подвергаются растягиванию. Чаще всего встречаются образцы, оснащенные крюками и прочными натяжными механизмами. Чтобы закрепить ремни в кузове современного прицепа используются рым-гайки. Такие детали, как правило, монтируются изготовителем еще на стадии сборки. Иногда требуются дополнительные точки крепления. В таком случае подобные гайки можно установить на каркас самостоятельно.
При помощи ремней выполняют перевозку таких видов транспорта, как:
- квадроцикл;
- снегоход;
- мотоцикл;
- небольшую строительную технику.
Помимо этого возможна транспортировка стройматериалов и прочих грузов любой массы и размеров.
При выборе стяжных элементов следует обращать пристальное внимание на основные критерии:
- Длина – подбирается в зависимости от размеров груза.
- Прочность – устанавливается исходя из веса перевозимой конструкции или материала.
- Качество ленты – ремни должны быть изготовлены исключительно из лучших современных материалов.
Вспомогательные средства крепления груза
Впрочем, при креплении грузов крайне редко используется какой-то один способ сам по себе — чаще всего он дополняется другими вспомогательными средствами. К таким вспомогательным средствам относятся:
- противоскользящие маты и резиновые коврики , которые кладутся между основанием груза и настилом и уменьшают силу трения и вероятность скольжения;
- колодки: используются для предотвращения смещения цилиндрических предметов или грузов на колесах;
- деревянные распорки: прибиваются к полу или бортам транспортного средства по периметру груза (либо у самого его основания, либо посредине) и блокируют его возможное движение (правда, их применение ограничено и зависит от конструкции транспортного средства);
- сетки: накрывают груз и удерживают его или на паллете, или непосредственно в самом транспортном средстве и чаще всего заменяют стяжные ремни в том случае, если сами по себе эти ремни рискуют повредить груз;
- термоусадочная и растягивающаяся пленка: в принципе, выполняет функцию упаковки, однако вместе с тем, «обволакивая» груз на паллете, фиксирует его и не дает собранному таким образом грузоместу рассыпаться;
- угловые протекторы — изготовленные из дерева, пластмассы, легких металлических сплавов и др. материалов специальные приспособления, которые при креплении прижимом размещаются на углы груза, регулируют силу натяжения ремней, позволяют огибать острые поверхности, увеличивают срок эксплуатации ремня и защищают груз от его врезания.
Типы паллет
Для загрузки фуры в России применяются 3 вида паллетов. За пределами страны разрешается использование только паллетов европейского качества размерами 0,8х1,2х1,45 м. С учетом габаритов выбирается вариант их расположения в полуприцепе.
Деревянные палеты
Способы погрузки фуры
Существует 3 вида загрузки:
- Погрузка сверху.
- Боковая.
- Задняя.
Расположение паллет в фуре. Боковая и верхняя загрузки для многоосных фур применяются редко.
Задняя погрузка – самая распространенная. В полуприцеп загружают паллеты, механическим подъемником ввозят в кузов. Паллеты грузят упакованными.
В европейских складах это единственный удобный способ погрузки. На рампах, к которым подъезд автомобиля возможен сбоку, водителю достаточно открыть двери и задний тент.
Вот как происходит задняя погрузка тентованной еврофуры:
Вилковым погрузчиком легко перемещать штабелированные, хорошо складированные в паллеты грузы. В транспорте есть вилы, которые вставляются в средний отсек паллета, приподнимаются, плавно устанавливаются в кузов полуприцепа. Удобно грузить вилковым подъемником.
Правила расположения груза в фуре
Грамотно разместить груз в полуприцепе – гарантия избежать ошибок в пути. Слишком свободного расположения товаров в кузове крытого полуприцепа по его ширине сложно добиться. Тяжело также устойчиво расположить груз. Нужны средства перемещения и помощники, на которых экономить нет необходимости.
Чем плотнее расставлен груз, хорошо закреплены паллеты, нет промежутков и пустот, тем лучше перевозить продукцию на далекие расстояния.
Перегруженный полуприцеп тоже нельзя допускать. Больше своей грузоподъемности тягач не сможет перевезти, особенно в зимнее время или в распутицу. Во всем должен соблюдаться правильный подход.
На дороге не зря дежурят службы ГИБДД, транспортной инспекции, существуют весы для грузовых машин. Инспекторы проверяют правильность погрузки, соответствие товара накладным документам, исправность транспортного средства. Незакрепленный груз может повредить весь товар на неровной дороге, и ущерб ляжет на плечи водителя.
ГИБДД проверяет фуру
Нельзя пренебрегать элементарными нормами безопасности, правилами расстановки грузов в полуприцепе. Это залог надежности в пути, гарантия сохранения целостности всего товара.
Крепление груза в авто
Существуют условия, дающие надежность крепления груза в кузове полуприцепа. Их соблюдение позволяет технически грамотно провести работу по фиксации продукции в грузовом отсеке без боязни повреждения товара на всем пути следования.
Технология крепежа груза осуществляется при помощи приспособлений для обвязки и фиксации, размещенных в кузове полуприцепа. Обычно это трос или канат, прижимные ремни. Также важно наличие нескользящих матов для исключения трений.
Крепление груза ремнями
Во избежание смещения груза инерцией силы вперед применяют средства креплений, работающих на сжатие, ставятся штанги распорные, планки блокировочные. Имеющиеся в кузове поддоны и панели также препятствуют смещению. Колодки и брусья фиксируют груз.
Чтобы заполнить образовавшиеся пустоты между поддонами, используют воздушные пакеты, пневматические оболочки.
Прямая увязка или при помощи петли, кольцевого ремня, уголка – один из способов дополнительной фиксации.
Часто применяются комбинированные методы крепления:
- блокировка + увязка петлей;
- блокировка + увязка по верху;
- увязка + блокировка + увязка по верху;
- ставятся нескользящие маты + блокировка грузов и увязка их по верху.
Погрузка паллет
Паллеты – удобные приспособления, которые уменьшают риск порчи товара при движении, исключают его перемещение, ускоряют процесс погрузки.
Паллеты экономят пространство, потому что прямоугольная форма позволяет ставить их друг на друга.
Хотя паллеты – устройства несложные, все же существуют некоторые правила их использования:
- Вес груза должен соответствовать грузоподъемности паллет.
- Товар в паллетах требует дополнительной фиксации, иначе существует риск рассыпать его.
- Продукция должна соответствовать размеру паллет и не выходить за их пределы.
- Паллеты можно упаковывать в пленку, если того позволяет вид продукции.
Крепление груза на палетах
Нельзя сказать, что паллеты универсальны. Они подходят не для всех категорий товаров.
Можно перевозить в паллетах мешки, ящики, картонные коробки. Навалочные и рассыпчатые вещества, а также длинномерные предметы (доски, трубы, бревна) для перевозки в паллетах не подходят.
Погрузка товаров без тары
К безтарным грузам относится штучная продукция. Ее погрузка занимает много времени, поэтому для его экономии штучные товары объединяют или скрепляют в погрузочные объекты более крупного размера. Таким образом погрузка осуществляется быстрее.
Если груз слишком тяжелый и его объединить с другим невозможно, то для удобной погрузки он должен иметь выступы, петли, рамы, проушины.
Правила размещения и крепления грузов на открытых платформах бортовых автомобилей и автопоездов
При транспортировке на открытых платформах должны учитываться следующие моменты:
- Габаритные размеры. Допустимые значения регламентируются правилами перевозок.
- Допустимая осевая нагрузка на транспортное средство.
- Соблюдение весовых и габаритных показателей.
Размещать и закреплять груз следует так, чтобы не допустить его перемещение по платформе. Используются такие технологии, как закрепление ремнями, тросами, деревянными брусками, матами, надувными мешками и многим другим. При этом при фиксации нельзя использовать крепежные скобы для крепления груза, гвозди или другие способы, которые могут повредить транспортное средство. Расстояние между предметами и боковым бортом кузова должно быть не менее 15-50 сантиметров.
Чтобы обезопасить себя и других участников дорожного движения, необходимо качественно закреплять груз в кузове. Созданы технологии, которые делают перевозку безопасной, но выбирать способ крепления необходимо в соответствии с особенностями транспортировки.
Процесс крепления груза представлен в видео материале:
Обеспечение безопасности при движении
Вождение грузовика с прицепом во многом отличается от езды на обычной машине и выполняется по особым правилам. Нужно учитывать не только увеличившиеся габариты транспортного средства, нагрузку, но и изменения в динамике движения. Вхождения в повороты, развороты и манёвры требуют гораздо большего пространства для выполнения. Поэтому при вождении тягача с прицепом в процессе транспортировки груза следует учитывать габаритные показатели техники, правильно рассчитывать время и расстояние для выполнения каких-либо манипуляций на дороге.
Обеспечить безопасность багажа поможет соблюдение всего пары простых правил. Первое – избегать крутых виражей и чрезмерной манёвренности, вести машину с прицепом нужно плавно и мягко. Второе правило: во время поездки следует периодически делать остановки, чтобы подтянуть ремни. Если они сильно ослабились, то стоит закрепить груз заново.
Основное правило: для выполнения задач по транспортировке, особенно на дальние рейсы, следует выбирать надёжную технику. В Московской области приобрести полуприцепы можно в компании «Триера». В продаже представлена новая и подержанная техника мировых производителей. Подобрать можно тягачи и полуприцепы с комплектацией и оснащением (самосвальные или рефрижераторные). На сайте компании trieratruck.ru представлен подробный ассортимент для детального ознакомления с техническими характеристиками и ценами, имеются контакты для связи.
- https://trans.ru/education/spravochnik-logista/razmeschenie-i-kreplenie-gruza-v-avtomobile
- https://KrepezhInfo.ru/obzor-razlichnyh-krepleniy-dlya-avtomobilnogo-pritsepa/
- https://yvezi.ru/gruzoviki/pravila-zagruzki-fury
- https://KrepezhInfo.ru/sposoby-i-sredstva-zakrepleniya-gruza/
- https://trieratruck.ru/pravila-i-osobennosti-krepleniya-gruzov/