Как выбить прикипевший болт из сайлентблока
Автолюбители, а именно им чаще всего приходится бороться с прикипевшими болтами, знают, как открутить закисший болт. Используют несколько методов откручивания, включая применение физического и температурного воздействия, химических составов.
Самые лучшие способы откручивания ржавых болтов и гаек
Рассмотрим самые лучшие способы откручивания заржавевших деталей подробнее.
Самый известный и распространенный вариант – отвинтить с помощью рычага. Когда болты заржавели и они не справляются со своей функцией крепежа, например, унитаза, эта проблема решается так. Щеткой с жесткой щетиной очищают крепеж от коррозии. Отрезок металлической трубы надевают на накидной или рожковый ключ и используют его в качестве рычажного приспособления. Действия должны быть плавными. Затем крепление снимается накидным ключом.
Подготовка к работе
Не всегда можно найти под рукой необходимое оборудование для таких работ, особенно в домашних условиях. Применять можно подручные инструменты, которые найдутся практически у каждого хозяина.
Прежде чем приступить к откручиванию болта, заранее накройте болт смоченной керосином ветошью.
Чем дольше ветошь пролежит на нем, тем проще будет открутить.
В случае отсутствия времени, можно обработать болт чистым керосином либо смазкой WD-40. Необходимо обстучать болт молотком, затем побрызгать WD-40 либо керосином.
Через 1-2 минуты необходимо снова обстучать болт и приступать к его откручиванию. В случае отсутствия смазки и керосина можно применить тормозную жидкость или обычный уксус.
Подбор правильного инструмента
Чтобы добиться желаемого результата как можно быстрее, без повреждения других деталей, для откручивания ржавого крепежа обязательно используют соответствующий инструмент. Лучше предварительно его подготовить, чтобы пробовать сразу несколько вариантов:
- рожковый и накидной ключи;
- торцовый ключ или торцовая головка;
- съемник гаек;
- гвозди или шило разного диаметра, жесткие щетки для счистки ржавчины;
- молоток и зубило.
При подборе правильного инструмента проблема будет быстро решена.
Механические методы
К ним относятся методы, которые позволяют разобрать резьбовое соединение за счет приложения механических усилий:
- применение накидных ключей и торцевых головок вместо рожковых ключей;
- использование рычага для увеличения усилий;
- воздействие с переменным направлением силы;
- акцентированное воздействие (кратковременное приложение значительного усилия или усилий в определенных точках);
- ударное разрушение слоев окислов и ржавчины.
Рожковый ключ охватывает всего три грани гайки или головки болта. Кроме того, между ним и гранями остается некоторый зазор. В этом случае, приложить достаточное усилие для отвинчивания может оказаться проблемой — ключ может сорваться и «слизать» грани. Накидной ключ или торцевая головка охватывают все грани, что позволяет приложить большее усилие.
Для увеличения усилия можно воспользоваться рычагом – нарастить длину рукояти. При этом остается опасность зализать грани или разрушить детали крепления. Повредить можно и те детали, которые были соединены резьбовой парой.
Нередко открутить прикипевшую или приржавевшую гайку помогает смена направления – прежде чем развинтить соединение, его пытаются завинтить. Воздействие сил попеременно в разных направлениях разрушает слои ржавчины, давая ход деталям соединения.
Пример приложения кратковременно значительной силы дает метод, использующий зубило и молоток. На грани делают насечку, упирают в нее зубило (направляя его по ходу откручивания гайки) и бьют по нему молотком. В этом случае сила удара намного превосходит ту, которую можно приложить, используя гаечный ключ. Поскольку воздействие кратковременное, разрушить болт оно не может.
К сведению! Этим способом можно открутить и гайку с сорванными гранями. Это несколько проще, чем пытаться напилить новые под меньший размер ключа.
Легкое постукивание молотком по гайке и/или болту приводит к сотрясению всей конструкции и разрушению слоя ржавчины. Приходится только дозировать силу удара, чтобы не повредить детали, не деформировать резьбу. Хотя как один из методов разборки «непокорного» соединения подходит разрушение такими ударами гайки. Единственная проблема – резьбовую пару придется поменять.
Обстукивание и физическое воздействие
Воздействие посредством молотка и зубила помогает нарушить адгезию материалов, коррозию, в результате чего болт поддается и выкручивается.
- Обстукивание. Подготовительное мероприятие, которое помогает разрушить окиси. В легких случаях уже после обстукивания удается выкрутить метиз. Достаточно 2-3 раза ударить по крепежному элементу молотком, используя медную наставку.
- Расшатывание. Как и обстукивание, направлено на разрушение ржавчины. Следует не откручивать, а наоборот, еще туже затянуть болт, и только после этого пытаться вывинтить.
- Рычаг. Его советуют использовать в качестве ключевого подручного средства. Предварительно следует очистить щеткой с металлическим ворсом сам метиз и область вокруг него. Затем на головку крепежа надевают накидной ключ, а на ключ — трубу. Рычаг увеличивает силу воздействия, но прикладывать чрезмерные усилия не рекомендуется, так как это ведет к слизыванию граней гайки и поломке ключа.
- Зубило. С помощью этой эффективной методики можно разбить ржавчину, благодаря чему крепеж сорвется с места. Однако в этом случае важно, каким именно образом установлено зубило. Оно должно быть приставлено ближе к грани болта/гайки, под углом, по направлению в сторону откручивания. По тупой стороне зубила следует нанести резкий и мощный удар молотком.
Что значит «погреть» резьбу
Решить проблему быстро можно только при помощи механического воздействия на резьбовое соединение. При этом воздействие обязательно должно быть динамическим: на застрявшую в воронке крупу нет смысла давить, но если потрясти её, то крупинки снова начнут просыпаться.
В простонародье это называется «погреть резьбу» — нанести серию точечных ударов по разным частям соединения. Именно вибрационное воздействие помогает ослабить заклинившую резьбу и впоследствии срыв обычным ключом может произойти вовсе без ощутимого усилия.
Чтобы качественно погреть резьбу нужно обстучать гайку как по граням, так и в осевом направлении. Удары по болту так же могут увенчаться успехом. Наибольший эффект оказывает работа перфоратором в режиме долбления, но гайку при этом нужно периодически проворачивать.
Расштавывание болта
При необходимости можно «расшатать» болт.
Необходимо его не откручивать, а закручивать. Если болт чуть сдвинулся, необходимо его опять откручивать. Когда болт перестанет крутиться, необходимо завернуть его до упора. Этот способ поможет Вам, неторопливо, но уверенно, открутить ржавый или окислившийся болт.
Закручивание
Иногда с ситуацией можно справиться, действуя от противного. Если не удается открутить заржавевший крепеж, например, от унитаза, необходимо сделать несколько энергичных усилий на закручивание. Часто это срабатывает, болт срывается и после этого откручивается легко.
Трещотка
Как это работает: крутящий момент инструмента зависит от длины рычага, к которому применяется усилие. Качественный (и дорогой) инструмент может иметь телескопическую ручку, которая поможет усилить момент и решить задачу.
Почему это не сработало: в особо сложных случаях можно легко свернуть головку болта. Этому может быть несколько причин:
1. Приложили слишком много усилий
2. Некачественный бит из Китая
3. Некачественный болт (слишком мягкий металл)
Как утверждают мастера, если «слизало» грани головки болта, можно попробовать усадить торцевой ключ при помощи молотка и довернуть упрямое крепежное изделие. Однако мы бы не стали так делать, ведь таким способом вы можете привести в негодность инструмент. Или окончательно уничтожить болт…
Ударный инструмент
Как это работает: ударная дрель выглядит как дрель обыкновенная, но она способна не только откручивать болты, но и работать в качестве ударного инструмента. В нашем случае ударное действие может ослабить коррозию, попавшую между витками краску и т. д.
Почему это не сработало: этот метод был подслушан на одном гаражном форуме. Минус состоит в том, что шляпкам болтов во время ударных нагрузок может не поздоровиться и они придут в негодность. Обычно именно так и бывает.
Молоток и зубило
Для откручивания болта можно применить молоток и зубило.
Необходимо установить зубило на краюшек шляпки болта под углом. Необходимо направить жало зубила в сторону откручивания болта и произвести сильный удар молотком по зубилу.
Этим способом, можно открутить практически любой ржавый болт. Как вариант, ударить по ключу, но не прилагая больших усилий. Если «виновник» не откручивается, есть вероятность ключом «слизать» грани болта.
На пару оборотов
В самом простом случае, вам поможет зубило (а если не жалко, то и отвёртка может сгодиться на мелких шпильках).
Наставляете зубило на край выступающей шпильки, наклонив его так, чтобы удары по нём могли привести к вращению шпильки в сторону вывинчивания из массива изделия.
Читайте также: Пайка алюминиевых проводов: сложности и хитрости
Если вам удалось провернуть шпильку на пару оборотов, дальнейшее выкручивание удобнее будет производить с помощью пассатижей или газового ключа.
Если же шпилька сидит глухо и вы своими действиями срезали остатки шпильки, за которые хоть как-то можно было зацепиться – смотрите один из следующих способов.
Ножовка
Как это работает: если головка болта пришла в негодность, есть очень призрачный шанс, что вам еще удастся справиться более-менее подручными средствами. Можно ножовкой вырезать шлиц на головке болта и попробовать свернуть его отверткой. Отвертка должна быть с крупной ручкой для максимально возможного крутящего момента.
Почему это не сработало: шанс, что этот вариант поможет, – процентов 20. В остальных 80% случаев болт окончательно будет сорван. Ах, да, еще вариант подходит не для всех типов болтов. Если головка входит заподлицо с поверхностью, у вас ничего не получится.
Дрель
Как это работает: можно использовать вместо шуруповерта, если последний не справляется с задачей. Скажем, ему просто не хватает мощности. Дрель явно будет помощнее. Зажимаем нужный бит в держатели сверла и, хорошенько надавив на инструмент, дабы контакт был максимальным, чтобы не слизать шлицы, нажимаем на заветную кнопку.
Почему это не сработало: плюс такого способа – удобство. Минус – мощности может не хватить, чтобы сорвать ржавчину с витков болта или гайки.
Химические методы
Действие их основано на химическом разрушении ржавчины, образовавшейся между деталями соединения. Для этого необходимо, чтобы в зазоры между болтом и гайкой попали активные химические вещества.
Применяют для такой обработки резьбовых соединений практически любые кислоты:
- серную;
- соляную;
- уксусную;
- лимонную;
- ортофосфорную и др.
Серную кислоту для аккумуляторного электролита или соляную кислоту для пайки радиаторов используют таким образом:
- вокруг гайки или головки болта из пластилина организуют бортик;
- внутрь полученной «емкости» вносят несколько капель кислоты;
- кусочек цинка активизирует процесс, создавая гальваническую пару.
Спустя сутки после начала такой обработки раскручивается любое соединение.
Более слабые кислоты имеют меньшую эффективность, требуется или значительное их количество, или больше времени
К сведению! Ортофосфорная кислота входит в состав таких напитков, как Кока-Кола. Именно поэтому можно попытаться открутить гайку и с их помощью. Но концентрация ее невелика, сама кислота обладает низкой активностью, так что эффективна такая обработка только в «легких» случаях.
Принцип работы различных проникающих масел (жидких ключей)
Заржавевший болт – головная боль не только автослесарей (хотя автомеханики сталкиваются с этой напастью чаще всех), но и других профессионалов, кто работает с механизмами и с их комплектующими деталями, т.е. строителей, сантехников, водителей фур и многих многих других рабочих людей. С такой напастью изредка сталкиваются и простые обычные обыватели. Увы, вода настолько умело может просачиваться в любые малозаметные глазу щели и поры, что, такое плотное соединение как резьба не всегда способно противостоять даже самим силам природы. Там, где образуется влажность, если она всего лишь витает и содержится в воздухе, рано или поздно большинство видов металла начнет корродировать, а металлическое соединение постепенно начнет превращаться в единый, плотно спаянный ржавый кусок.
О тех способах, с помощью которых можно открутить прикипевший ржавым налетом болт или гайку, мы рассказывали своим читателям раньше. Вариантов решения проблемы существует достаточно, поэтому, при должных знаниях, умении и сноровке разъединить неподатливое соединение в любом случае получится у многих. Вот например, если, при помощи накидного ключа у вас никак не получается стронуть резьбовое соединение, то на помощь может всегда прийти простой инструмент,- стамеска с молотком, паяльная лампа, дрель или обычная химия. «Химия» — это так по научному называемые проникающие смазки или, как их еще называют,– специальные масла.
Материалы на тему:
Руководство: Как открутить ржавый болт?
Как открутить прикипевший болт? У нас есть видеоответ
Возможно вы не раз уже слышали о таком чуде, как химическая промышленность, или о проникающем масле, возможно вы им ни раз уже пользовались и вполне даже успешно. Но задумывались ли вы когда-либо, как работают эти жидкие помощники? Как им удается проникать в практически герметичные соединения и разъедать эту въедливую ржавчину? Если нет, то попробуем вместе с нами на время погрузиться в этот увлекательный мир «жидких ключей», как их называют между собой сами профессионалы.
Магия растворения ржавчины стоит, как говорят спецы, на трех основных китах:
1. Разъедание ржавчины. Состав средства подобран таким образом, что, как бы смачивает эту самую ржавчину, вроде перед ней тот самый бородинский хлеб, разлагая таким образом ее на составные части.
2. Предворяет этот процесс, само вытеснение влаги из соединения, главного катализатора разрушения металла.
3. После этого на поверхности металла под разрушенной ржавчиной, благодаря химическому процессу, образуется смазочная пленка, которая и позволит в дальнейшем залипшему соединению проще стронуться со своего места, а во вторых эта пленка не позволит больше в дальнейшем образовываться на металлической поверхности новой коррозии. Во всяком случае до тех пор, пока хим.жидкость полностью не вытечет оттуда.
Что касается защитной пленки остающейся на поверхности металла, то она бывает двух типов, все зависит от состава средства. Либо этот химический слой устойчивый к образованию коррозии, либо эта масляная пленка, которая отталкивает воду.
Таким образом надо запомнить, что вторым активным «ингредиентом» по применению является, способность данного состава вступать в активную химическую реакцию и растворять продукты разложения металла.
Так же не стоит забывать и о том, что само предназначение разнообразных «жидких ключей» может быть различным. Это наглядно видно из видеоролика на YouTube-канале журнала «За рулем», а также в полезной прикладной автомобильной передаче- «Техническая среда»:
Как видно на кадре из передачи «Техническая среда», все четыре средства для откручивания болтов разного цвета. В их раскраске как раз и кроется само предназначение их использования.
Крайняя правая жидкость на видеоролике имеет светлый золотистый оттенок. Павел Леонов, являющийся редактором журнала «За рулем» объясняет, это связано в первую очередь с тем, что в состав данной жидкости в большей его части входят в основном растворители. Такое средство было разработано именно для откручивания резьбовых соединений.
Чуть более темный состав жидкости содержит уже в себе больше масла, что подразумевает более универсальное его использование.
Третий состав похож больше по цвету на квас, он содержит в себе наибольший процент масла. Это по своей природе смазка, с водоотталкивающим эффектом.
Четвертая смазка, как многие уже догадались,- WD-40. Давайте посмотрим на эксперимент, насколько разные средства отличаются друг от друга, на сколько они лучше или хуже справляются со ржавчиной:
Вывод:
Таким образом, из всего показанного и описанного можно сделать следующее заключение. -Не каждое средство, которое предназначено для откручивания закисших болтов, выполняет свою работу одинаково качественно и надежно. Перед покупкой этого проникающего масла той или иной марки заранее следует ознакомиться с отзывами о применении данного химического средства. Помните, что жидкости с большим процентом растворителя пагубно влияют на резиновые детали, на пыльники, на кольца и др. легко растворяемые детали. И наоборот, если болт уже сильно проржавел, то использовать жидкость с большим содержанием масла нет никакого смысла.
Так же не стоит надеется и на проникающие смазки, как на безусловное решение образовавшейся проблемы. Иногда случается, что против хорошо закисших прикипевших болтов приходится использовать тяжелую артиллерию. Ссылки с наглядными примерами мы опубликовали выше.
P.S. «Жидкий ключ» можно сделать и в домашних условиях, т.е. использовать такие подручные средства допустим, как керосин (имеет отличные проникающие свойства), или раствор лимонной кислоты, а также лимонный сок или Coca-Cola. К примеру, можно использовать и применять так:
Первый рецепт мощной проникающей смазки
Этот вариант отлично подходит для сильно заржавевших деталей.
Состав такой:
- Уайт-спирит — 50 гр.
- Сухая смазка, типа Forum — 5 гр. Также подойдет другая — графит, молибден и тд.
- Преобразователь ржавчины, типа Цинкарь, Цинкор и т.д. — 50 гр.
Второй рецепт мощной проникающей смазки своими руками
Второй состав более стабилен и предназначен для кардинального снижения трения в резьбовых узлах при их раскручивании.
Состав:
- Растворитель уайт-спирит, 646 — 50 гр.
- Водостойкая смазка, графитовая, типа Зеленка — 5 гр.
- Анти-фрикционная присадка Prolong — 10 гр.
Добавляем смазку в сосуд для смешивания.
Затем наливаем растворитель.
Перемешиваем до полного растворения смазки в растворителе.
Добавляем присадку.
Все опять же хорошо перемешиваем и заливаем в распылитель.
Кислота + цинк
Данный метод нельзя применять в случаях, когда рядом с крепежом находятся резиновые уплотнения, которые могут разрушиться кислотой.
Средство используют следующим образом:
- Если крепление просто окислилось, то достаточно аккуратно нанести несколько капель серной кислоты высокой концентрации на резьбу. После чего окислы отпадут. Через несколько часов можно уже будет без проблем раскручивать соединения.
- При особо запущенных случаях вокруг шляпки болта нужно сформировать бортик из пластилина, а затем влить туда немного кислоты, положить маленький кусочек цинка. Максимум через сутки можно открутить даже прикипевший болт.
Читайте также
Удаляем гудрон и битум с кузова без царапин за 15 минут: 2 копеечных средства и 1 чуть дороже
Еще с советских времен характерной особенностью отечественных дорог является жидкий гудрон и битум на их поверхности. Участки с таким ремонтом попадаются повсеместно. Завидев их, многие водители…
Описанные выше способы являются проверенными на практике. Они помогут решать самые сложные задачи по откручиванию ржавых, прикипевших элементов автомобильного крепежа. С другой стороны, чтобы предотвратить такие проблемы, нужно приобретать только качественный крепеж.
WD-40 и проникающие средства
WD-40 – популярное средство, которым пользуются практически все автомобилисты. Если вдруг его не оказалось под рукой, другие жидкости, типа бензина, керосина, уайт-спирита и подобные им, помогут выкрутить болт за счет высокой проникающей способности и свойств растворителя. Они размягчают грязь, ржавчину, проникают глубоко в резьбу, играя роль смазочного материала. Применение простое: нужно очистить площадку вокруг закисшего соединения и залить выбранным средством. Через 10-15 минут отложения размягчатся, смазка просочится в мельчайшие зазоры – болт можно выкручивать.
Средства для работы со ржавым крепежом
Не всегда может оказаться под рукой WD – 40, а для снятия одного или нескольких болтов не все захотят ее покупать. Существует много доступных средств, которые помогут убрать ржавчину и открутить крепеж:
- Кока-Кола. Этот напиток содержит в составе элементы, которые на производстве применяют для обезжиривания, при пайке, для очистки металла от ржавчины. Жидкостью поливают проблемные места крепежа, выдерживают 20-30 минут, затем болт обычно поддается «чудесному напитку» и отвинчивается.
- Уксус 9%. Смело можно использовать в данной ситуации. Обильно смачивают болт с резьбой или даже кладут на него ветошь, смоченную уксусом, на время от 20 минут до нескольких часов, в зависимости от ситуации. Лучше на это время сходить погулять, чтобы не дышать уксусными испарениями. После такой примочки болты и гайки сдаются.
- Автолюбители часто применяют тормозную жидкость для коррозийного крепежа. Жидкость проникает в любые щели и резьбу, обладает смазывающими свойствами. Крепежные элементы откручиваются с гораздо меньшими усилиями.
- Керосин, бензин или машинное масло подойдут в этой ситуации. Эти вещества проникнут в структуру ржавчины, разрушат ее, облегчат откручивание. Их заливают и оставляют на некоторое время, после чего совершают разбор крепежа.
- Преобразователь ржавчины – в его состав входит специальная кислота, разрушающая оксиды железа. Проблемное место смачивают преобразователем, можно положить смоченную ветошь на несколько часов, после чего гайка легко откручивается.
Физические методы
Основаны некоторые из них на физических свойствах металлов. Из них широко применяется только один – нагрев деталей соединения. При этом материал гайки расширяется, увеличивается зазор между нею и болтом, открутить ее становится легче. Если же разогреть всю конструкцию, можно разрушить образовавшуюся ржавчину, что также даст положительный результат. Воспользоваться для этой цели следует любым источником тепла – мощным паяльником, строительным феном, паяльной лампой или другими источниками открытого огня.
Важно! Пользоваться открытым огнем рядом с деревом, горючим пластиком или легковоспламеняющимися жидкостями опасно!
Хорошей заменой открытому огню станет электрический нагрев. Для этого подойдет трансформатор (заводской или самодельный) со вторичной обмоткой с напряжением 1.1 – 1.5 В и максимальной силой тока. Через медные кабели и зажимы вторичная обмотка замыкается на болт, который надо открутить. Происходит разогрев, после чего трансформатор отключают, соединение демонтируют.
Другие физические методы используют метод смачивания поверхностей для снижения трения. Например, если позволить жидкости проникнуть в пространство между болтом и гайкой по мельчайшим каналам, трение между резьбами уменьшится и разобрать пару станет проще.
К сведению! Если гайка прикипела не при попадании воды, а под действием температур – эффективность WD-40 значительно снижается.
Разогрев
Под воздействием высокой температуры металл расширяется, поэтому, чтобы выкрутить болт, разогревать нужно гайку или деталь, в которую вкручен метиз, а если это не помогает, то и сам крепежный элемент, так как колебание размеров поможет разрушить ржавчину. Нагревать можно с помощью инструмента, такого как газовая горелка, паяльник или даже при помощи зажигалки.
Специальным прибором для разогрева корродированных и прикипевших болтов и гаек является индукционный нагреватель болтов. Разогреваемая деталь помещается внутрь индукционного поля, спирали, и в результате нагревается. Преимущество в том, что нагрев осуществляется сразу со всех сторон, а не с одной стороны, как в случае использования горелки или другого инструмента. Это устройство небольшое, удобное, работает от сети 220 В. Можно собрать его самостоятельно из подручных средств.
Пока гайка горячая, ее отвинчивают рожковым или торцовым ключом. Если сразу выкрутить не удалось, повторяют процедуру и используют комбинированные методы (рычаг, обстукивание, расшатывание).
Откручивание газовым ключом
Так же можно воспользоваться газовым ключом.
Этот инструмент имеет хороший мощный зажим, который позволяет обхватывать даже круглые предметы.
Но у ключа есть недостатки, его применение невозможно там, куда тяжело подлезть.
Другие способы
Существуют и другие способы, если перечисленные выше не помогли:
- Разрушают соединение, срезав его при помощи болгарки.
- Высверливают болт при помощи дрели.
Но нужно заранее оценить последствия.
Это видео поможет узнать больше о раскручивании прикипевших болтов:
Способов раскручивания накипевших болтов много. Попробуйте использовать все по очереди, один из них точно сработает.
Срезание болта
Нередко закисают регулировочные болты сход/развала. Дело в том, что их необходимо смазывать не только при каждой регулировке развала, но и на нулевом ТО. Если этого не сделать, болты закисают. На выкрученных болтах можно обнаружить слой алюминиевого окисла. Бывает ситуация, что гайка откручивается более или менее свободно, а болт крутится вместе с сайлентблоком и рычагом, т.е. болт закисает именно во внутренней втулке сайлентблока. В таком случае можно:
- Нагревать — успех этого мероприятия не гарантирован, к тому же времени придется потратить немало.
- Залить «вэдешкой» – если болт во втулке закис не слишком капитально, этот способ поможет его выкрутить. При необходимости можно оставить болты на ночь или на сутки для откисания. Потом их следует погреть. После этого они обычно откручиваются.
- Использовать строительный перфоратор. Сначала откручивают гайку и снимают гровер шайбу. Затем накручивают гайку заподлицо с болтом. На гайку надевают соответствующего размера головку. Потом, вставив в перфоратор пику, а саму пику в головку включают перфоратор в режиме удара. От воздействия вибрации болты выбиваются и впоследствии их можно отвернуть.
- Последний способ – пилить болт в сайлентблоке болгаркой, но есть риск повредить подрамник. Если снимать подрамник, то такая работа очень трудоемкая и дорогостоящая.
Пошагово работа выполняется следующим образом:
- Установив домкрат и подложив под машину какие-нибудь подставки для надежности, снимают колесо, кулак и приступают к работе. Резать нужно крайне осторожно, чтобы не пропилить подрамник.
- Отпилив рычаг и проушину, вытаскивают ее с внутренней втулки сайлентблока. Внутреннюю втулку с болтом спилить сложнее, чем рычаг, поскольку они утоплены в подрамник и болгаркой до них добраться трудно.
- Когда болт уже распилен, может оказаться, что его части не вынимаются из-за закисшей втулки. В таком случае рекомендуется части крепежа нагреть и помочь зубилом и молотком, постучав по втулке.
Читайте также: Виды креплений автомобильного аккумулятора Естественно, при таком варианте ремонта требуется заранее приобрести новые рычаги и болты. При осуществлении работы своими руками потратиться придется только на комплектующие. Однако без должных навыков работы с болгаркой браться за эту работу не рекомендуется. Перед тем как приступить к радикальному методу, эксперты все же советуют опробовать консервативные и менее дорогостоящие способы.
Закисшие болты – головная боль автомобилистов. На их выкручивание приходится тратить время, но если знать, какими способами можно выкрутить болт, то результат работы будет положительным.
Шлиц под отвертку
Если обломок выступает над поверхностью изделия на 2-3мм, можно попробовать сделать в нём шлиц под отвёртку.
Сделать его можно либо болгаркой (тонким диском), либо ручной ножовкой по металлу.
Этот способ можно применить даже в том случае, когда обломок не выступает над поверхностью, но тогда придётся надрезать «тело» изделия. Если это не критично – можете попробовать этот способ.
Причины, по которым не удается открутить прикипевшую гайку (болт)
Существует несколько причин, по которым разобрать это простейшее соединение может оказаться затруднительно или вовсе невозможно:
- деформация резьбы или деталей соединения, например, при сильном ударе;
- закручивание не по резьбе с прикладыванием значительного усилия — в этом случае между поверхностями деталей существенно возрастает трение (эффект может усугубиться за счет воздействия внешних факторов);
- окисление поверхностей деталей соединения, образование на них слоя ржавчины;
- диффузия материалов между деталями соединения.
Последние две причины прекрасно знакомы практически каждому, в особенности автомобилистам.
Проблема в том, что шпильки, болты и гайки чаще всего выполняют из углеродистой стали. При длительном контакте с водой и кислородом воздуха (такому воздействию постоянно подвержены, например, болты на колесе) эти вещества проникают в мельчайшие зазоры, в том числе и между деталями резьбового соединения. В результате железо окисляется, образуется слой ржавчины, который увеличивает трение. Потребуется огромное усилие, чтобы сдвинуть детали с места (нередко величина превосходит показатели прочности болта, и он разрушается).
Имеет место и процесс диффузии (взаимного проникновения) материалов, детали образуют монолит, разобрать который становится сложно (с таким явлением нередко сталкиваются те, кто пытается открутить болт на коленвале).
Чего делать нельзя
В процессе откручивания нельзя прилагать слишком большие усилия, поскольку есть риск «слизать» грани головки болта или испортить инструмент. Не стоит также для разрушения ржавчины воздействовать на болт ударной дрелью, как иногда советуют друг другу автомобилисты. Если деталь выполнена из не очень качественного материала, она лопнет от первого же удара мощным инструментом.
В самых сложных случаях, чтобы прикипевший болт поддался, понадобится применить сразу несколько описанных способов: сначала обработать детали растворяющей ржавчину жидкостью, затем воспользоваться усовершенствованным инструментом. Если и в этом случае болт невозможно открутить, стоит обратиться за помощью к профессионалам.
Что нужно сделать в первую очередь
Прежде чем переходить к основным действиям, можно провести предварительные «операции» — это позволит увеличить шансы на успешное извлечение обломка, а, возможно, поможет избавиться от него сразу же.
В первую очередь можно попробовать постучать по обломку, если это возможно, с помощью молотка. Не нужно бить сильно. Такие действия ослабят посадку болта, извлекать его будет проще.
Обрыв головки
Скорее всего, это самый распространенный вариант, который выглядит, конечно, неприятно, но вытащить болт, у которого оторвало головку, значительно проще, чем многие думают. Главное, чтобы была возможность зацепиться за выступающий конец болта, в этом случае его можно выкрутить с помощью обычных инструментов, вроде плоскогубцев, могут подойти и клещи. В отдельных случаях, если можно крутить саму деталь, ее проворачивают по ходу резьбы, тем самым выкручивая болт.
Если эти варианты невозможны, то можно воспользоваться сваркой. К нему приваривают любую металлическую деталь, которая будет играть роль головки. Конечно, это не самый быстрый способ, но в отдельных случаях самый эффективный, особенно, если у болта не только оторвало головку, но он еще и прикипел. Но возможно это с болтами достаточно большого диаметра.Также есть такой вариант как сверление, при котором болт высверливают.
Слом болта ниже поверхности
Это уже сложный случай, в котором чаще всего прибегают к высверливанию. В болту высверливают отверстие, в которое вставляют метчик с обратной резьбой (разумеется, его диаметр должен быть меньше), который нарезает резьбу, после чего крепеж можно выкрутить. Но здесь нужно быть осторожным, чтобы не повредить резьбу.
Использование экстрактора
Экстрактор – специальный инструмент, который позволяет относительно легко откручивать любые болты. Для его применения также потребуется высверливание отверстия. К минусу данного способа можно отнести то, что экстрактор нужно покупать. Поэтому иногда выгоднее поехать в мастерскую и заплатить там деньги, чем пытаться сделать это самостоятельно. Тем не менее, если вам приходится часто иметь дело со сломанными или намертво прикипевшими болтами, стоит купить набор экстракторов.
Сварка
Очень действенный способ на крупных шпильках, но для его реализации нужна электросварка.
Поверх обломка шпильки устанавливается гайка (под гайку желательно положить лист бумаги с вырезанным в ней отверстием по диаметру шпильки), с бОльшим типоразмером (на 1-2 типоразмера больше, чем шпилька). Например, если пытаетесь выкрутить шпильку М 12, значит гайку используете М 14.
Делаете несколько прихваток между внутренней поверхностью гайки и обломком шпильки.
Выкручиваете гаечным ключом, соответствующего типоразмера.
Функции и область применения индукционных нагревателей для болтов и гаек
Индукционный нагреватель используется для беспламенного нагрева прикипевших болтов и гаек. Хотя помимо болтов и гаек им нагревают и другие детали, в зависимости от целей использования.
Индукционный нагреватель предназначен для:
- облегчения снятия покрывшихся коррозией и прикипевших метизов и металлических деталей;
- выравнивания незначительных вмятин, к примеру, автомобильного кузова;
- демонтажа сайлентблоков;
- снятия виниловой пленки, а также подготовки поверхности перед ее наклеиванием;
- монтажа и демонтажа подшипников.
Индукционный нагреватель болтов своими руками
Из-за значительной стоимости индукционных нагревателей мастера предпочитают собирать их самостоятельно. Для человека, разбирающегося в электрических схемах, умеющего проводить расчеты и работать паяльником, – задача вполне реальная.
Некоторые делают нагреватель из микроволновки, а точнее из старого прибора вынимают питающий трансформатор, разбирают его, подсоединяют провод сечением 35 мм2 с двумя клеммами на концах. Получается мощный прибор, который не только практически моментально нагревает метиз, но и может расплавить его. Но такой нагреватель относится к контактным, а не индукционным. Подробно о его изготовлении ниже:
Основным элементом индукционного нагревателя является катушка, в которую помещаются нагреваемые детали.
Для удобства желательно сделать плату, чтобы качественно закрепить все элементы. Читайте также: Крепление и демонтаж болта маховика
Конкретный пример изготовления:
- Транзисторы ставятся на два отдельных радиатора. В схеме используются транзисторы IRFP.
- Также в плату впаяны 2 входных дросселя. Сердечник для дросселя можно брать от компьютерного блока питания, с вторичных цепей. Старую обмотку нужно смотать и намотать обмотку проводом сечением примерно 1-2 мм2 по 25 витков.
- Для защиты схемы устанавливают предохранитель.
- Стабилизатор напряжения 12 В – для питания вентилятора охлаждения.
- Светодиод – для индикации питания.
- Между радиаторами устанавливают быстродействующие диоды.
- Между лопастями радиатора ставят стабилитроны и резисторы на 10 кОм.
- Конденсаторы контура – 7 шт.
- Индукционная катушка на 7 витков сделана из трубки диаметром 5 мм и намотана на оправе около 4,5 см. Схема с такой катушкой работает на частоте 170 кГц.
Конденсаторы набраны на глаз:
- 1 мкФ 250 В – 2 шт.
- 470 нФ – 2 шт.
- 470-330 нФ – 3 шт.
Общая емкость – около 4 мкФ.
Лучшие результаты работы прибора достигаются при питании 24 В.
Блок питания на 24 В сделан из трансформатора лампового телевизора. Нужно перемотать обмотку, намотать толстым проводом из вторички. В данном случае получается две обмотки по 16 В. Они подключены последовательно и в общем дают 32 В. На радиаторе установлен диодный мост. Трансформатор подключается к схеме через сглаживающий конденсатор.
Для установки не годятся конденсаторы без маркировки 470 мкФ. Они нагреваются и взрываются. MPP также сильно разогреваются.
Наиболее подходят конденсаторы:
- WIMA MKP10;
- MKP;
- GPF;
- KMP.
Они не нагреваются сильно.
Прибор может справиться не только с тонкими металлами, но и с толстыми, например прутом на 10 мм, но для этого необходимо запитывать систему от источника питания, выдающего значительную силу тока. Например, для нагрева такого прута необходима сила тока 20 A от последовательно подключенных автомобильных аккумуляторов на 12 В. За 15 секунд прут раскаляется докрасна. С установленным блоком питания времени потребуется больше – около 40 секунд.
Читайте также: Достоинства и характеристики антивандальных болтов
Особой сложности в изготовлении индукционного нагревателя болтов нет, но необходимо найти рабочую схему и собрать прибор в строгом соответствии с ней. Нужны также хотя бы начальные знания в области радио- и электротехники. Даже у опытных мастеров не всегда получается сделать устройство с желаемыми характеристиками, потому что схема недостаточно продумана или допущены ошибки.
- https://litezona.ru/prikipela-vtulka-sajlentbloka-k-boltu/
- https://KrepezhInfo.ru/kak-otkrutit-zarzhavevshiy-bolt/
- https://7vaz.ru/remont/sposoby-otkrutit-bolt-ili-gajku.html
- https://autoepoch.ru/poleznye-sovety-avtolyubitelyam/kak-otkrutit-prikipevshij-bolt-ili-gajku.html
- https://www.rmnt.ru/story/instrument/kak-otkrutit-prikipevshiy-ili-zarzhavevshiy-bolt-ili-gayku.1257031/
- https://fasad-adelante.ru/kak-vybit-prikipevshiy-bolt-iz-saylentbloka-zadnego-amortizatora/
- https://miminonino.ru/raboty/kak-vykrutit-zakisshij-bolt-iz-alyuminiya.html
- https://1gai.ru/baza-znaniy/520843-kak-rabotaet-pronikayuschaya-zhidkost-dlya-otkruchivaniya-boltov.html
- https://SdelaySam-SvoimiRukami.ru/4306-moschneyshaya-pronikayuschaya-smazki.html
- https://lada-xray2.ru/sovet/ubiraem-bolty-bez-vysverlivaniya
- https://KrepezhInfo.ru/kak-otvernut-prikipevshiy-bolt/
- https://KrepezhInfo.ru/kak-otkrutit-zakisshiy-bolt-v-saylentbloke/
- https://AvtoIdei.ru/sovety/10453-kak-otkrutit-prikipevshij-bolt-samye-dejstvennye-sposoby.html
- https://tze1.ru/useful/krepezh/kak-vykrutit-prikipevshiy-bolt/
- https://KrepezhInfo.ru/induktsionnyy-nagrevatel-boltov/